27 августа российские кинематографисты отмечают профессиональный праздник — День российского кино.
В этот день в 1919 г. был принят Декрет Совета народных комиссаров РСФСР о национализации кинодела в Советской России. С этого времени все частные кинотеатры, студии, прокатные конторы, а также вся фото- и кинематографическая торговля и промышленность перешли в ведение Народного комиссариата просвещения.
В ознаменование этого события указом президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. "О праздничных и памятных днях" праздник получил официальный статус и первое название – День советского кино. В редакции указа Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 г. "О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях" праздник был переименован в День кино.
В годы перестройки профессиональный праздник кинематографистов стал называться Днем кино России. Потом этот день решили перенести на 28 декабря (в этот день во всем мире отмечается Международный день кино, в ознаменование того дня, когда в декабре 1895 года в парижском кафе на бульваре Капуцинов братья Люмьер устроили первый в истории публичный киносеанс).
Некоторое время День кино в России не отмечался. В 2001 г. в Службе кинематографии министерства культуры День российского кино решили возобновить.
В мае 2002 г. только что утвержденная Академия кинематографических искусств и наук предложила перенести День кино на конец сентября: глава Союза кинематографистов России Никита Михалков заявил тогда, что вручение премии Национальной российской академии кинематографических искусств и наук "Золотой орел" будет проходить в последнюю пятницу сентября и отныне этот день будет считаться Днем российского кино. Предложение Михалкова не нашло поддержки и День российского кино по-прежнему отмечается 27 августа.
К современному российскому кинематографу сегодня отношение неоднозначное: многие утверждают, что кино в стране находится в кризисе, многие же, напротив, видят изменения в лучшую сторону: стало появляться больше серьезных картин, возрос зрительский интерес, чувствуется поддержка, прежде всего финансовая, со стороны государства.
В ноябре 2009 г. на заседании правительственного совета по кинематографии его председатель премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что российское кинопроизводство должно измениться. Была предложена реформа кинематографа, в рамках которой выделенные государством деньги на развитии отрасли раздавать только нескольким лидерам отечественного кинобизнеса. Новая система распределения государственной помощи в кинопроизводстве внедряется в первую очередь ради более эффективного использования средств. Предполагается, что надежные и проверенные компании смогут лучше распорядиться деньгами.
После этого было решено создать специальный фонд поддержки кинематографа, в распоряжение которого поступило 2,8 млрд рублей из всей суммы, выделенной государством на кинематограф. Оставшиеся 849 млн рублей выделяются министерству культуры на поддержку детского, авторского и экспериментального кино.
19 марта 2010 г. стали известны восемь продюсерских компаний, которые смогут снимать кино за государственный счет, они распределят 2 млрд рублей из бюджета. Это компании "СТВ" Сергея Сельянова, "Дирекция кино", "Тритэ" Никиты Михалкова, "Централ партнершип", входящая в холдинг "Профмедиа", "Профит" Игоря Толстунова, принадлежащая Федору Бондарчуку, Александру Роднянскому и Дмитрию Рудовскому Art Pictures, "Базелевс" Тимура Бекмамбетова и "Рекун".
Каждая компания получит по 250 млн, а 0,86 млрд пойдут на бонусы тем, кто сумеет уже в скором времени снять прибыльное кино.
Деньги восемь компаний получат поэтапно – на производство и на прокат.
На полученные 250 млн рублей и с привлечением средств сторонних инвесторов каждая компания должна произвести, как минимум, три фильма. В течение всего съемочного периода будет вестись еженедельная отчетность перед Федеральным фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии.